решил справедливости для вставить на форум статью о паркинсонизме с точки зрения традиционной аюрведы написанную современным доком.
Кампавата — болезнь Паркинсона
Болезнь Паркинсона, в Аюрведе известная как Кампавата (कम्पवात), это неврологическое расстройство поражающее 1% населения старше 65 лет и является четвертым по частоте встречаемости нервным дегенеративным недугом пожилых людей. Поскольку это состояние чаще встречается в городах индустриальных стран, некоторые исследователи полагают, что основным фактором возникновения этой болезни является загрязнение окружающей среды. Однако еще до тотальной индустриализации болезнь существовала. Гален первым описал это состояние, назвав его «трясущий паралич». В 1817 году Джеймс Паркинсон опубликовал очень детальное описание болезни и, с того времени, ее называют именем этого врача.
Прямые описания данной болезни в древних медицинских писаниях редки и разбросаны. Однако в современной аюрведической литературе она подробно описана и известна под несколькими названиями:
* Кампавата — тремор, вызванный ватадошей
* Вепатху — дрожь
* Превепана — сильная дрожь
* Ширакампа — тремор головы
* Спанда — дрожание, трепет
* Кампана — тремор
Наиболее часто встречается название — Кампавата.
Этиология с точки зрения Аюрведы — нидана и сампрапти
Когда мы стареем, апана вайу накапливается (санчайа) и затем может приходить в избыток (пракопа). Когда вдобавок к этому человек ведет образ жизни, увеличивающий ватадошу, и имеет подобные конституциональные тенденции, вата может перейти в стадию разлития (прасара) и распространится через системы циркуляции в теле. В частности вйана вайу поражает раса дхату. Мембраны нервных и других клеток становятся сухими. Симптомы вата расстройств возрастают. Вата может переместиться (стхана самшрайа) и в другие ослабленные ткани.
В случае кампаваты мы имеем состояние, когда вата (прана, самана и вйана) поражает маджджа дхату (нервную ткань — в данном контексте) из которой собственно и состоит мастишка (ЦНС) и возникает дискоординация и тремор. Также вйана проникает в мамса дхату (мышечную ткань), вызывая ригидность мышц. Прана кшайа (уменьшение праны) в мановаха шротах (каналах умственной деятельности) вызывает вишада (депрессивные состояния).
Капха уменьшается в маджджа дхату, за счет иссушающего действия ваты на клеточные мембраны, что создает еще большее открытое пространство для ее дальнейшего увеличения. С уменьшением капхи начинает возрастать и питта. Из-за своего горячего воздействия она еще больше подсушивает и «поджаривает» клеточные структуры мастишка, усугубляя течение болезни. Поэтому наиболее подвержены данной патологии люди вата и питта типа. Личности же с природой капха наиболее защищены.
Современный взгляд
Современная медицина считает, что причиной возникновения болезни Паркинсона является потеря функции особых клеток мозга, ответственных за выработку нейромедиатора дофамина. Причины потери этой функции неизвестны. Известно лишь, что болезнь может возникнуть вследствие многих причин, воздействующих на подкорковые ганглии: первичная недостаточность энзимных структур каудатонигрального комплекса, интоксикации, в том числе лекарственные (нейролептики, резерпин, допегит), энцефалиты, черепно-мозговая травма, опухоли головного мозга. В настоящее время в большинстве случаев встречается идиопатическая форма (болезнь Паркинсона) и лекарственный паркинсонизм. Отмечается уменьшение содержания катехоламинов в хвостатом ядре и черной субстанции среднего мозга, приводящее к дисфункции экстрапирамидной системы.
Симптомы и течение (Рупа и лакшана)
Клиническая картина включает триаду симптомов: акинезия, ригидность и тремор мышц. Этому сопутствуют нарушение походки, вегетативные расстройства, боль. Идиопатическая форма болезни возникает обычно после 50 лет и начинается либо с дрожания руки, либо с парциальной или общей скованности. Постепенно тремор и акинезия генерализуются, появляется ригидность мускулатуры с постепенным повышением тонуса в конечности при повторных пассивных движениях и толчкоообразной гипертонией (феномен зубчатого колеса). Изменяется поза и походка: больной все больше сутулится, ходит мелкими шагами, исчезают содружественные движения рук при ходьбе (ахейрокинез). Оскудевает мимика больных; урежается мигание, лицо становится маскообразным. Характерны парадоксальные кинезии: больной, не способный самостоятельно ходить, легко взбегает по лестнице, может танцевать, кататься на лыжах. У некоторых больных наблюдается пропульсия: медленное передвижение внезапно сменяется быстрым бегом, который больной не в силах преодолеть, пока не упадет или не встретит препятствие. Отмечается сальность кожи лица, гиперсаливация. Нередко нарушается мочеиспускание. В определенной степени оскудевает и душевная жизнь больных, постепенно развивается слабоумие. Сила мышц нормальная, рефлекторная и сенсорная сфера не страдает. Болезнь, как правило, прогрессирует, но темп нарастания двигательных расстройств весьма различен. В тяжелых случаях или в поздней стадии заболевания больной почти полностью обездвижен и не может встать с кровати даже с посторонней помощью
Современные методы лечения
Во всех случаях паркинсонизма ведущее место занимает заместительная терапия (L-ДОФА). Поскольку L-ДОФА подвергается в русле системного кровотока интенсивному декарбоксилированию, в настоящее время используются только препараты, в которых L-ДОФА соединена с ингибиторами декарбоксилазы, что позволяет значительно уменьшить дозу L-ДОФА. Среди побочных эффектов — нередко рвота, дискинезии. Наряду с L -ДОФА назначают центральные холинолитики (циклодол и его аналоги), а также мидантан, парлодел или амитриптилин. Однако через 7—8 лет действие L-ДОФА и ее аналогов «изнашивается», эффект приема заместительных препаратов прекращается, и тогда обнаруживается, что за время «лечения» болезнь далеко продвинулась вперед. Также многие эксперты в данной области отмечают, что раннее назначение данного лекарства усиливает прогрессирование болезни в целом, и рекомендуют его назначение только в поздних стадиях заболевания.
Аюрведическое лечение (чикитса)
Аюрведическое лечение болезни Паркинсона базируется на стандартном лечении вата расстройств. Процедуры панчакармы, в частности снехана (промасливание) и сведана (прогревание) — основа лечения. Промасливание производится путем снехапаны (питья масла), а также с помощью абхйанги (масляного массажа) и басти (клизм). Естественно, что для усвоения масла нужен сильный джатарагни (метаболический огонь), поэтому средства разжигающие огонь пищеварения (дипана) назначаются до начала приема масла внутрь и масляных процедур. Лекарственные масла, содержащие ашвагандху (Withania somnifera) и бала (Sida cordifolia), наиболее часто используется в лечении из-за их способности успокаивать вату, усиливать оджас (тонкую форму капха-доши), регенерировать и питать нервную ткань. Процедуры широдхара (проливание лекарственных масел в область «третьего глаза»), сарвангадхары (струйный масляный массаж всего тела), карнапурны (наполнение ушных проходов маслом), нетратарпаны (масляные ванны на глаза) и насйи (введение лекарственных масел через нос) широко применяются для лечения паркинсонизма.
Растение атмагупта (Mucuna Pruriens), также известное как каппикачху наиболее часто используется в Аюрведе для лечения кампаваты. Современные исследования и клинические испытания данного растения (Университет Иллинойса, США; Гренингенский Университет, Голландия) показали, что оно содержит леводопамин в своих семенах и очень эффективно для лечения болезни Паркинсона.
Но Аюрведа, являясь холистической наукой, выходит за рамки симптоматического лечения. Дело в том, что атмагупта способна успокоить вату в целом в месте ее изначальной локализации — толстом кишечнике. А также вывести избыток вата из раса- и маджджа дхату, восстановив повреждения данных тканей. Расстройства апана вайу лечатся с помощью увлажняющих послабляющих средств, таких как ума (семя льна — Linum Usitatissimum), исабгол (оболочки семян блошного подорожника — Plantago Psyllium). Применяется также традиционная формула под названием трипхала (три плода — Terminalia chebula — миробалан хебула; Terminalia belerica — миробалан белерический; Embelica officinalis — миробалан эмбелический). Вывести избытки вйана вайу из раса дхату позволяет яштимадху (солодковый корень — Glycyrrhiza Glabra). Вывести избыток праны из маджджа дхату можно с помощью атмагупты при поддержке ашвагандхи (Withania Somnifera). Если вата повредила мамса дхату (мышцы), вызывая ригидность, применяются джатаманси (нард индийский, корень — Nardostachys Jatamansi) и шанкхапушпи (вьюнок пальчатый, трава — Canscora Dicussata). Если повреждены мановаха шроты и присутствует депрессия, применяется брахми (готу кола — Hydrocotyle Asiatica). Все эти растения могут быть собраны в сбор или использоваться отдельно.
Диета и образ жизни, усмиряющий вату, а также ежедневный масляный массаж или самомассаж — существенная часть лечения кампаваты. Поддержка, тепло и вдохновение от близких людей помогают достичь успеха. Практика йогасаны и медитация — краеугольные камни всех холистических программ Аюрведы, помогают культивировать саттву в уме (благость, добродетель, знание, покой и умиротворение) и учит пациента управлять своими внутренними энергиями.
Если питта вторично возбуждена ватой, то лечение и образ жизни должны строится так, чтобы не перегревать ум и тело. Брахми (готу кола — Hydrocotyle Asiatica) прохладна, тонизирует ум и нервную систему. Это растение является очень существенным в лечении паркинсонизма, особенно если присутствует расстройство садхака питты (гнев, чрезмерная критичность, ревность). Другое хорошее растение при подобных состояниях — гудучи (тиноспора сердцелистная — Tinospora Cordifolia) — превосходная горечь, нервный тоник и питта расаяна.
Из препаратов расашастры (аюрведической алхимии) применяют зольные препараты меди (тамра бхасма) и медного колчедана (сварна макшик бхасма), обладающих свойствами снимать судороги и тремор, успокаивать вата дошу и регенерировать нервную ткань. Однако при вторичных избытках питты надо быть очень осторожным с зольной медью.
Наряду с применением аюрведических лекарственных формул полноценное лечение требует правильного режима жизнедеятельности, который успокаивает викрити (дисбаланс) и способствует поддержанию пракрити (гармонии и баланса всех внутренних и внешних составляющих жизни человека).
_________________ ☠★ "Kraft durch Freude" ॐ®
|